Главная Протокол MIDI Принцип действия Звукосниматель Лады и струны Питание Аналоговая часть Контроллер PIC16x74 COM-порт MIDI-порт Управление и индикация Алгоритм детектирования нот |
Принцип действияОбщий принцип работы "Трынделки" можно сформулировать следующим образом:
Вообще же, если верить информации из единственной статьи, целиком и по частям растиражированной во всем Рунете, существует два принципиально разных подхода к принципу действия MIDI-гитар: А. Wired frets - "порожки с проводами". Высота ноты определяется тем, на каком порожке прижата струна. Эту информацию обеспечивают датчики, расположенные под порожками. Громкость звучания и сам факт звучания нот определяется по амплитуде колебаний струн, которую выдает полифонический звукосниматель (имеющий отдельный канал на каждую струну). Достоинства: принцип действия достаточно прост и понятен, высота ноты определяется мгновенно и однозначно, настройка струн при использовании в качестве MIDI-контроллера не важна вообще - можно, в частности, сделать и 35 порожков вместо традиционных 19-22, не удлинняя гриф. Недостатки: по крайней мере гриф подвергается радикальной переделке, принципиально невозможно использовать приемы игры, основанные на изменении натяжения струн, а также флажолеты. B. Различные варианты "гитарных синтезаторов", как совмещенных с гитарным корпусом, так и выполненных в виде отдельного блока. Полифонический звукосниматель снимает сигнал с каждой струны и передает его на сигнальный процессор. По этому сигналу определяется не только амплитуда, но и частота колебаний и, соответственно, высота ноты. Достоинства: можно использовать обычную гитару с дополнительным звукоснимателем, механические работы по переделке обычной гитары минимальны. Недостатки: известные модели от Roland, логика которых базируется на определении частоты колебаний струны, вносят ощутимую задержку при распознавании нот, особенно басовых. Проблема вроде бы решается с использованием новейших алгоритмов на базе нейросетей, когда нота определяется по образцу сигнала длительностью меньше, чем его период - см. например http://musicindustries.com/axon. Из ряда обсуждений в Интернете явствует, что Axon и Yamaha пытаются (успешно) измерять не частоту колебаний струны (хотя это они тоже умеют), а время, за которое механическая волна от точки воздействия на струну отражается от порожка и достигает звукоснимателя. При самостоятельной разработке - надо иметь хорошую подготовку в области цифровой обработки сигналов. Известные устройства обоих типов в принцие можно использовать как обычные электрогитары. Существует третий вариант - нечто, напоминающее гитару, но с кнопками вместо струн или с разными струнами под левую и правую руку. На таких устройствах затруднительно или вовсе невозможно играть с использованием традиционной гитарной техники, однако они удобны для нетрадиционных способов игры "двумя руками". Наиболее популярным в настоящий момент является подход B по следующим причинам:
В проекте "Трынделка" использован подход А, поскольку подтяжки я не использую, а сделать подобное устройство самому мне показалось гораздо проще. Я не работал с DSP, а опыт работы с обычными микроконтроллерами уже был, и что как делать было в принципе понятно. Кроме того, устройства второго типа от Roland'а есть у нас в продаже по приемлемым ценам (от 400 у.е., если верить той же статье), и по мне его однозначно проще купить, чем делать самому. К радости моей оказалось, что у меня на работе есть все необходимое для программирования Микрочиповских контроллеров и сами микроконтроллеры PIC16x74B "в неограниченном количестве", у которых на борту - куча портов, выдающих до 20 мА, асинхронный последовательный приемопередатчик и восемь программируемых аналоговых входов, коммутируемых со встроенным АЦП. |